Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа (п. 4 ст. 78 НК РФ).
Однако Налоговый кодекс РФ не регулирует вопросы о возможности проведения зачетов в счет предстоящих платежей по соответствующим налогам, образовавшихся в рамках разных видов деятельности.
Согласно п. 4.1 "Методических рекомендаций..." (Приложение к письму Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546, далее - Методические рекомендации) в сумме исходящих остатков, числящихся по соответствующим счетам аналитического учета счета 130300000 "Расчеты по платежам в бюджет", в составе входящих остатков бюджетного учреждения отражается его задолженность по перечислению в доход бюджета денежных средств, поступивших от дебиторов прошлых лет - по дебету счета 440130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" и кредиту счета 430305000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
По факту формирования входящих остатков бюджетное учреждение уведомляет учредителя, в том числе о суммах входящих остатков по расчетам с бюджетом в части обязательств учреждения по перечислению в доход бюджета денежных средств, поступивших от дебиторов прошлых лет.
Таким образом, из содержания Методических рекомендаций следует, что дебиторская задолженность прошлых лет подлежит перечислению в доход бюджета.
Между тем в рассматриваемой ситуации бюджетным учреждением переплата по налогу на имущество была обнаружена уже после формирования входящих остатков, в том числе и по дебиторской задолженности. Соответственно, данная информация не была своевременно отражена в регистрах бухгалтерского учета и в информации, предоставленной учредителю.
По нашему мнению, данный факт вовсе не означает, что у бюджетного учреждения в такой ситуации отсутствуют обязательства по перечислению выявленной дебиторской задолженности прошлых лет в доход соответствующего бюджета. Несмотря на то, что сумма переплаты выявлена только в текущем году, переплата по налогу на имущество имела место в то время, когда учреждение финансировалось за счет средств федерального бюджета, а соответственно, такие суммы должны быть перечислены в бюджет.
Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Предоставление бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, заключаемого между учреждением и органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений.
По общему правилу погашение текущей кредиторской задолженности (в том числе и по налогам) учитывается при расчете нормативных затрат на оказание учреждениями муниципальных услуг. Соответственно, и погашение текущей задолженности, должно производиться за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.
Таким образом, с одной стороны, налоговое законодательство предусматривает возможность проведения зачета излишне уплаченного налога, с другой стороны действующее законодательство не предусматривает механизмов возмещения расходов произведенных в рамках выполнения госзадания за счет бюджетных средств.
В такой ситуации, по нашему мнению, бюджетному учреждению, целесообразно истребовать дебиторскую задолженность прошлых лет, образовавшуюся в рамках бюджетной деятельности, для перечисления в доход бюджета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
Полезная рассылка от "Московской ассоциации предпринимателей"
Нажимая кнопку «ПОДПИСАТЬСЯ», я даю своё согласие МОО «МАП» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
© 1989-2023 Межрегиональная Общественная Организация «Московская Ассоциация Предпринимателей»
Адрес: 109004, Москва, улица Станиславского, дом 22, строение 2
Телефоны: (495) 912-32-64, 911-38-39, map@moomap.ru
Студия Wide-Art: создание сайта